1 июля президент подписал закон, изменяющий порядок получения полиса ОСАГО и талона ТО, вернее, их очередность. Теперь талон техосмотра – первичен, а ОСАГО – вторично: без талона полис получить будет невозможно.

.

 

Как известно, в стране объявлена временная амнистия для автовладельцев: освобождение от техосмотра тех, у кого талон заканчивается в 2011 году. Из нового закона следует, что талоны ГТО, срок действия которых истекает в 2011 году, будут действительны до окончания действия полиса ОСАГО, то есть для одних мораторий будет длинным, а для других коротким.

С 1 января 2012 года для того, чтобы купить страховой полис, талон ТО должен действовать как минимум полгода. Как сообщил Online812 начальник Управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов, при покупке подержанных машин лучше выбирать те, у которых техосмотр еще действующий: то есть пройден не более 6 месяцев назад. В этом случае можно сразу купить полис ОСАГО, а потом поставить машину на учет. Если техосмотр уже устарел, новый владелец должен сначала пройти ТО, а уже потом получать полис.

По закону все пункты ГТО будут получить аккредитацию у Российского союза автостраховщиков. Правда, это правило будет действовать не сразу, а с 2014 года. Все пункты ТО, которые работают сейчас, могут продолжить работу до 2014 года, не аккредитовываясь при РСА и только уведомив его о своей работе. Аккредитовываться должны вновь создающиеся компании, а также те, которые хотят продлить свою деятельность после 2014 года.

Поскольку функция ГИБДД после 2014 года будет упразднена, главным лицом на станции будет техник-инструментальщик, который выписывает талон и заносит машину в базу.

Сам союз автостраховщиков организовывать такой бизнес не может. Он примет участие в подготовке информационной системы: базы данных, к которой будут иметь доступ и страховщики, и инструментальщики.

По предварительным данным, в среднем по стране легальный техосмотр возрастет в цене до 2–3 тысяч, а в Петербурге и Москве его стоимость будет еще больше. Online812 решил выяснить, кто выиграет в результате внедрения новой системы.

– Только не страховщики, – заверил Юрий Берхман, первый заместитель генерального директора «АСК-Петербург». – Не мы ведь будем проводить осмотры, а некие техцентры, которые будут проводить техосмотр. Страховщики могут проиграть: ведь если полисы будут продавать по месту прохождения техосмотра, то торговать ими будут не сами страховщики, а брокеры. А для нас работа с брокерами не всегда оборачивается выгодой. Нам всегда было проще самим принимать у себя клиентов, которые продлевали этот полис.

Зато меняется порядок выдачи полиса: без техталона мы его продать не сможем. Мое частное мнение: логичной была бы ситуация с отменой обязательного техосмотра. Если бы он был добровольным, но за отсутствие техталона страховщики применяли бы повышенный коэффициент при расчете стоимости полиса, то такой рычаг работал бы не менее эффективно, чем возможный штраф ГИБДД.

– Зато у страховых компаний появится возможность получать регрессные выплаты.

– Это утопия. Как прикажете устанавливать у разбитого в аварии транспортного средства наличие неких неисправностей, да еще – доказывать, что они были выявлены во время техосмотра. Если б это было возможно, такое правило ввели бы уже давно, наряду с другими регрессными требованиями.

– Как будет рассчитываться стоимость будущего техосмотра?

– Мы рассчитываем на 1–2 нормочаса, как при ремонте. Конечно, осмотр и ремонт – не одно и то же, но надо же от чего-то отталкиваться. Нормочас сейчас оценивается в 800–1500 рублей. Значит, максимальная планка стоимости ГТО – 3000 рублей.

Председатель автомобильного клуба «А-24» Денис Шубин закон поддержал:

– Главное новшество – страховые компании будут заинтересованы в том, чтобы со станции ГТО уезжала действительно исправная машина. В Москве не были популярны коммерческие станции, потому что водителям проще было заплатить деньги знакомому гаишнику и купить этот талон. В Петербурге уже три года как ввели систему обязательного предъявления автомобиля на станцию ГТО, с фотографированием, поэтому здесь эта мошенническая схема работала не так активно. Обратите внимание: в Москве на 4 млн машин действовало 68 станций ТО, а у нас на два миллиона – 65.

– Если все будут проходить техосмотр честно, то на станциях ГТО опять выстроятся очереди.

– Во-первых, поток машин, подлежащих осмотру, снизится. Автомобили в возрасте до 3 лет вообще не подлежат инструментальному контролю, а с 3 до 7 будут проходить его раз в два года. В этом несомненный плюс нового закона. Во-вторых, да, мы очень рассчитываем на здоровую конкуренцию.

По словам Михаила Порватова из РСА, закон откроет ворота для создания частных пунктов инструментального контроля. Также он вводит понятие минимальной обеспеченности населения пунктами ТО, и если в каких-либо регионах пунктов ТО будет не хватать, эту проблему будут решать органы государственной власти.

Источник: Online812, 05.07.11

Автор: Астафьева Н.